СОТРУДНИЧЕСТВО В АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Правовой основой двустороннего антинаркотического сотрудничества с таджикской стороной являются:

– Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблением ими (г. Душанбе, 03.12.2009);            

– Соглашение между ФСКН России и Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан (АКН РТ) о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (г. Душанбе, 16.10.2004);

– Соглашение между ФСКН России и Министерством внутренних дел Республики Таджикистан о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (г. Москва, 18.06.2007).

Принимая во внимание ликвидацию в апреле 2016 г. органов ФСКН России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», правопреемником по вышеуказанным Соглашениям от российской стороны (вместо ФСКН России) является МВД России.

В рамках реализации вышеперечисленных соглашений, налажен регулярный взаимный обмен аналитическими материалами о наркоситуации в Российской Федерации и Республике Таджикистан, обмен оперативной информацией для проведения совместных специальных операции направленных на выявление и пресечение деятельности организованных преступных наркогруппировок, осуществляется розыск и задержание лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков на территории двух стран, скрывшихся от следствия и суда и иные мероприятия полицейского характера.

Правоохранительные органы Таджикистана совместно с российскими компетентными ведомствами с 2003 г. участвуют в комплексной оперативно-профилактической международной операции «Канал», в целях выявления и перекрытия каналов поставок наркотиков в гражданский оборот, установления контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров, а также профилактике правонарушений в данной сфере.

С 2005 г. российская и таджикская стороны участвуют в работе Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), направленной на пресечение каналов поставок наркотиков и их прекурсоров на территорию стран ОДКБ. В рамках этого формата проводятся также комплексные антинаркотические учения на территории стран-участниц Договора, в ходе которых сотрудниками компетентных органов отрабатываются совместные тактико-специальные мероприятия по выявлению и ликвидации контрабандных каналов поставок наркотиков из Афганистана на территории стран-участниц ОДКБ.

Кроме того, в целях развития российско-таджикского антинаркотического сотрудничества и оказания поддержки таджикским коллегам, между компетентными органами двух стран реализовано два Соглашение действовавших в период 2012-2015 и 2015-2018 годов «Об оказании Агентству по контролю за наркотиками Республики Таджикистан (АКН Таджикистана) финансовой и материально-технической помощи в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

В настоящее время реализуется третье аналогичное Соглашение, заключенное между МВД России и АКН Таджикистана.

Реализация данных Соглашений предусматривает меры по повышению квалификации кадров АКН Таджикистана через подготовку и переподготовку представителей таджикских правоохранительных органов на базе учебных учреждений МВД России, а также в ходе выездных тренингов. Внедрению современных организационных и технических методов противодействия наркоугрозе. Укрепление потенциала АКН Таджикистана путем поставки транспортных средств, оргтехники, расходных материалов, вещевого и иного имущества, а также социальной поддержки сотрудников АКН Таджикистана и др.

Реализация положений упомянутых Соглашений на практике позволили не только укрепить материально-техническую базу и кадровый потенциал АКН РТ, но и значительно расширить функционал ведомства путем создания 3 новых территориальных подразделения в регионах, на маршрутах наркотрафика внутри страны. Существенно усилить работу на таджикско-афганской линии государственной границы и эффективно перекрывать каналы контрабанды наркотиков, следующих транзитом по так называемому «Северному маршруту», через территорию Таджикистана в страны СНГ и главным образом в Российскую Федерацию.

Предпринятые меры позволили в целом локализовать ситуацию с наркотрафиком из Афганистана и несмотря на рекордные урожаи опиума в этой стране, интенсивность их переброски в Россию через территорию Таджикистана не только не возросли, но имеет тенденцию к ежегодному снижению, о чем свидетельствует статистика центрально-азиатских и российских компетентных органов, а также последние исследования Управления ООН по наркотикам и преступности.

Яндекс.Метрика